Владимир Рынкевич. БЕЛОРУССКАЯ АКВАРЕЛЬ

Тон официальных выставок 1970-х – начала 1980-х годов задавали темы социалистического строительства, историко-революционная и военная тематики. Однако в их образном решении все яснее проявлялись черты символичности и формальной лаконичности. В теме социалистического строительства главное место занимали индустриальные мотивы. (А.Горшковоз, Ф.Гумен, Н.Ландарский, Н.Лиханенко, И.Немогай, В.Ральцевич, И.Рамановский, А.Рыбчинский, В.Стельмашонок, Г.Тиханович, А.Ясюкайць и др.). Живописно-пластическими находками были отмечены работы пейзажого жанра. (В.Цвирко, Г.Поплавский, Л.Лейтман, И.Пратосеня, Н.Макаренко, Н.Чураба, Ф.Гумен, Г.Батальонок).

Свежие образные и пластические идеи в акварели были связаны с разработкой тем близких к традиционному народному декоративно-прикладном искусству, фольклорно-песенному творчеству, сказочным мотивам (А.Лось, Н.Поплавская, А.Последович, Р.Кудревич, С.Каткова, М.Чепик). С нарастающей динамикой развивалась культурно-историческая тематика, проявившаяся в создании образов белорусских просветителей, деятелей искусства. Возросшая ступень художественного обобщения проявилась в стремлении к философско-образному видению типичных проявлений народной жизни. (З.Литвинова, В.Савич, Г.Скрипниченко, И.Протосеня).

Притом, что подавляющее большинство членов Белорусского союза художников естественным образом было сконцентрировано в Минске, сравнимая по количеству группа художников-акварелистов с начала 1970-х годов входила в состав Витебской областной организации Союза художников. Роль генерирующего центра акварельного искусства выполнял “Витебский худграф” (художественно-графический факультет Витебского педагогического института), где со времен педагогического училища работал замечательный акварелист и педагог И.Столяров. Наибольшее влияние на формирование акварельной среды в Витебске оказали Ф.Гумен и Г.Шутов яркие художественные индивидуальности, которые своим новаторством пробуждали активность творческой молодежи. Из когорты Витебской школы выросли известные акварелисты республики: В.Лукьянов, В.Ляховіч, А.Карпан, Ф.Кисялёв, В.Напреенко, Н.Овчинников, А.Шиёнок и многие другие. В 1990-е годы среди акварелистов-новаторов лидирующее положение заняла В.Ляхович. Понятие “Витебская школа акварели”, вошедшее в ряд современных энциклопедических изданий, в сущности, закрепило за этим художественным явлением статус локальной школы акварели в белорусском национальном искусстве. Созданная уже в 1990-е годы творческая группа “Витебская акварель” сыграла положительную роль в популяризации акварели у нас в республике и за её пределами.

Шутов Г. Спланированный хаос. 2004

Киселёв Ф. Рассвет-1992

Страница: 3 из 5
www.000webhost.com