Владимир Рынкевич. БЕЛОРУССКАЯ АКВАРЕЛЬ

В последние полутора-два десятилетия акварель претерпела существенные изменения в идейно-образной структуре и стилистическом обличии. Множество индивидуальных стилей можно условно разделить на два основополагающих течения: ”традиционное” и “новаторское”.

“Традиционализм” с присущей ему литературной фабульностью сюжета и реалистической изобразительностью составляет широкое стилистически-образное направление в акварельной живописи. В рамках этого направления выделяются две ведущие тенденции. Первая является воплощением основополагающего концепта “художников-материалистов”: материя первична, поэтому приближающееся к натуралистичности отображение реального мира несет в себе наиболее объективную информацию о прошлом, настоящем и будущем нашей жизни. Вторая тенденция, более идеалистичная и массовая. Не отрываясь в принципе от традиционного реализма, она характеризуется свободной авторской трактовкой окружающей действительности, раскованностью фантазии и склонностью к стилизации форм. Заметим, что далеко не все достойные развития наработки традиционной акварели используются в современной практике художников.

“Новаторская” или "современная акварель" как ее чаще называют в обиходе художественное явление производное и вместе с тем альтернативное концептуально-образным и формообразующим принципам традиционного течения. Термин "современное" мы понимаем, как соответствующее актуальным идеям и формам образного мышления нашего времени. В нем господствует принцип опосредованных отношений художника к реалиям жизни. Окружающий мир является для акварелиста только отправным пунктам образного осмысления действительности, поводом создания своего собственного мира художественных образов. В диапазоне указанного направления выделяется ряд самостоятельных тенденций, которые объединяют индивидуальные художественные манеры акварелистов, близкие по своим идейно-образным позициям, выразительным и изобразительным средствам.

Тенденция декоративности, начиная с 1960-х годов в белорусской акварели, демонстрирует устойчивую многоплановую динамику развития. Ее концептуальная идейно-образная сущность близка к народному искусству и направлена на воплощение в художественных образах мечты о счастливой, обеспеченной жизни, победе добра над злом и веру в бессмертие души. Наиболее характерный идейный лозунг таких произведений: «жизненный оптимизм, во что бы то не стало!».

Суринович Д. Два торса. 1995

Фалей А. Древнее. 2002

Страница: 4 из 5
www.000webhost.com