Мастер-класс

Использование акварельного приёма "ОТЛИП"

 Арт-студия «АКВАВИР»

Тема. «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.

ПРИЁМ «ОТЛИП ПО СУХОМУ».

Задача. Овладение конкретным специфическим приёмом для получения оптимальной образной выразительности избранного мотива изображения. Специфическим акварельным эффектом является фактура акварельной заливки, которая образуется после прикладывания к ней какого-либо плоского предмета (м. б. целлофановая пленка, марля, мешковина, мятая бумага и т.п. ).

Инструменты и материалы: пластмассовый лист (оргстекло), акварельные краски, палитра, бумага акварельная (120 –  250 г/м2 шлифованная либо мелованная) А-4 и более, кисти: плоская –№ 20, круглая – № 5, фен бытовой, емкость под воду (1 – 1,5 литра). Целлофановая пленка.

Процесс работы.

1.                   Внимательно изучаем готовые произведения художника, в которых использован технический приём «отлип».

2.                   При выполнении приема способом «по-сухому» лист бумаги прикрепляет к оргстеклу скотчем, либо к деревянному планшету кнопками.

3.                   Частично наносим на бумагу фоновую нюансную подложку, способом заливки по сухой поверхности и просушить ее.

4.                   Растворы акварельной краски разной консистенции (от «сметанной» вязкости до почти прозрачной) выливаем на бумагу либо, почти не касаясь кистью или губкой поверхности бумаги, наносим краску крупными каплями. При необходимости немного подсушиваем. Сверху накладывается прозрачную целлофановую пленку.

5.                   Осторожно разглаживая ее в разные стороны, растягивая краску и формируя тональное пятно определенной формы.

6.                   Снятие пленки является кульминационным моментом работы. Заранее продумываются последовательность действий. Снятие производится неспешно с одного либо одновременно с двух концов пленки. На качество образующейся фактуры влияют многие факторы: состояние (степень влажности) красочного слоя, способ снятия пленки (со сдвигом или без него), откуда начинается и в каком направлении производится снятие пленки и другие «мелочи».

7.                   Слегка подсушиваем лист феном. После чего можно вторично приложить чистый целлофан на участки с невысохшей водяной краской.

8.                   Оставляем лист сушиться в прикрепленном состоянии.

Анализируем полученный результат и принимаем решение по дальнейшей доработке композиции с использованием других приёмов («гравировка», «трафарет», ). Для этого нам нужно создать композиционную схему будущего произведения.

Арт-студия «АКВАВИР»

 

Использование акварельного приёма "МАСКА"

 Арт-студия «АКВАВИР»

Проект «ЗИМНИЕ КРУЖЕВА»

Тема. «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. ПРИЁМ  «МАСКА».

Задача. Овладение специфическим приёмом для получения оптимальной образной выразительности избранного мотива изображения. Создание эскиза акварельной картины.

Инструменты и материалы: пластмассовый лист (оргстекло), акварельные краски, палитра, бумага акварельная А-4 (200 г/м2) кисти: плоская – маскирующая жидкость, упругий ворс (колонок, искусственный ворс) № 20, круглая – № 5, фен бытовой, емкость под воду (1–2 литра).

Ход работы.

1.                   Знакомимся с готовыми произведениями художника, в которых использован технический приём «Смывка».

2.                   Создаем фоновую подложку: предварительно на сухой поверхности бумаги пятном наносим лёгкую акварельную заливку нужного тона и цвета (например, растяжка от темного к светлому). Просушиваем.

3.                   Наносим маскирующую жидкость на бумагу в разных местах (на тонированную и чистую части бумаги) мастихином (концентрированный раствор), либо кистью (разбавленный водой 1/1). Кисть сразу же промыть. Сушим лист интенсивным прогреванием при помощи фена (м.б. обогреватель) с двух сторон 10 – 15 мин.

4.                   Размачиваем бумагу с обеих сторон. Растягиваем поролоновой губкой морщины на тыльной стороне бумаги губкой. Переворачиваем лист лицевой стороной наверх. Лёгкими движениями расправляем лицевую поверхность, убирая воздушные пузырьки из-под бумаги. Губкой доводим ее до нужного состояния матовой влажности.

5.                   Кистью наносим на поверхность бумаги краску в соответствии с заранее задуманной формой и композицией. Подсыхающий красочный слой можно разнообразить брызгами воды.

6.                   Сушим работу сначала в горизонтальной плоскости, затем перекладываем лист на рыхлую поверхность (фанера, картон) и оставляем сушиться под небольшим углом.

7.                   После полного высыхания лёгкими движениями пальцев или ладони снимаем, «скатываем» маску.

8.                   Анализируем полученный результат. Поправляем прозрачными заливками проявившиеся из-под маски пятна. Принимаем решение по дальнейшей доработке композиции с использованием других приёмов. Для этого нам нужно уточнить концептуальный замысел. 

Использование акварельного приёма "ЛЕЗВИЕ"

 Арт-студия «АКВАВИР»

Проект «ЗИМНИЕ КРУЖЕВА»

Тема. «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. ПРИЁМ «ЛЕЗВИЕ».

Задача. Создание эскиза акварельной картины. Овладение специфическим приёмом для получения оптимальной образной выразительности выбранного мотива изображения.

Инструменты. Пластмассовый лист (оргстекло), акварельные краски, губка поролоновая, пластмассовая палитра, бумага для рисования и акварельная – плотная, шлифованная типа «Фабриано -200 гр/м2», «Госснак», кисть плоская – упругий ворс (колонок, искусственный ворс) № 20–28, лезвие для безопасной бритья (нержавейка).

Ход работы.

1.     Знакомимся с произведениями художника, в которых использован технический приём «Лезвие». Анализируем их.

2.     Создаем идейно-образный замысел будущего произведения. Исходный материал – зарисовка мотива: берег зимнего озера (бумага А-4, перо, черная акварель).  Рабочее название «Письмена зимнего леса».

3.     Создаём тональную композиционную схему будущего произведения. Размер листа ¬ А-6, карандаш – В-9. Стилизуем изображение стволов деревьев под элементы букв и слов.

4.     Размачиваем бумагу (формат А-3 и более) с обоих сторон. Кладем бумагу на лист пластика лицевой стороной наверх. Расправляем поверхность губкой, убирая воздушные пузырьки из-под бумаги.

5.     Пишем широкими мазками насыщенной («сметанной» вязкости) краской в соответствии с подготовленной тональной схемой. Сначала фоновые пятна, затем передний план.

6.     Доводим поверхность бумаги при помощи фена до состояния «матовой» влажности.

7.     Легким нажатием лезвия на бумагу не торопливо делаем выборку краски в заранее намеченных местах.

8.     Дорабатываем детали при помощи круглой кисти.

9.     Анализируем работу. После высыхания возможна ее дальнейшая доработка с использованием других приёмов.


 

Использование акварельного приёма "ПРОСТРЕЛ"

Задача. Создание эскиза акварельной картины. Овладение конкретным специфическим приёмом для получения оптимальной образной выразительности выбранного мотива изображения.

Инструменты. Пластмассовый лист (оргстекло) , акварельные краски, палитра, бумага для рисования и акварельная – тонкая типа «Агат», губка (паралон), кисть плоская – колонок, искусственный ворс № 20, кисть круглая № 5, фен бытовой.

Ход работы. 

Знакомимся с готовыми произведениями художника, в которых использован технический приём «Прострел». 

Создание концепции (идейно-образный замысел) будущего произведения. Мы должны в общих чертах представить себе конечный результат работы. Для этого анализируем заранее собранный подготовительный материал: этюды, зарисовки, фотографии. Выбираем наиболее подходящий мотив. (Илл. 2)

Создаём тональную композиционную схему будущего произведения.  Разрушаем предметный мир. Создаем формальную тоновую композицию.Размер листа ¬ А-6, карандаш В-9.

Размачиваем бумагу А-4 (м. б. более), с обоих сторон 3 - 5 мин.

Тыльную сторону натираем губкой до появления (катушек). Сливаем лист водой. Переворачиваем лицевой стороной наверх. Расправляем поверхность губкой, убирая воздушные пузырьки из-под бумаги. 

 Пишем широко в соответствии с подготовленной тональной схемой.

Слегка подсушиваем феном слабым теплым потоком воздуха до состояния «матовой» влажности.

Подливаем воду под лист и оставляем его лежать в горизонтальном положении.

Наблюдаем за появлением белых разрастающихся точек. Вода «простреливает» через структуру бумаги. 

Остановить процесс можно переложив лист на сухую поверхность, впитывающую воду (картон, фанеру). Оставляем работу до полного высыхания под небольшим углом наклона (5 – 10 град.). Дорабатываем детали. 

 

Анализируем работу. Возможно планирование ее дальнейшей доработки с использованием других приёмов. 

Использование акварельного приёма "СМЫВКА"

 Арт-студия «АКВАВИР»

Проект «ЗИМНИЕ КРУЖЕВА»

Тема. «ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. ПРИЁМ  «СМЫВКА».

Задача. Овладение конкретным специфическим приёмом для получения оптимальной образной выразительности избранного мотива изображения. Создание эскиза акварельной картины.

Инструменты и материалы: пластмассовый лист (оргстекло), акварельные краски, палитра, бумага А-4 и более акварельная (плотная 200 г/м2 шлифованная) кисти: плоская – упругий ворс (колонок, искусственный ворс) № 20, круглая – № 5, фен бытовой, емкость под воду (1–2 литра).

Ход работы.

1.                   Знакомимся с готовыми произведениями художника, в которых использован технический приём «Смывка».

2.                   Концептуальный замысел изображения формируется в самых общих чертах без предварительного рисунка.

3.                   Размачиваем бумагу, с обеих сторон. Переворачиваем лицевой стороной наверх. Расправляем поверхность губкой, убирая воздушные пузырьки из-под бумаги. Нужное состояние: матовая влажность.

4.                   Создаем фоновую подложку краской «сметанной» вязкости (лучше использовать краску из тюбиков) широко в растяжку от темного к светлому тону.

5.                   Слегка подсушиваем феном лист слабым теплым потоком воздуха до состояния «матовой» влажности: избавляемся от излишек воды.

6.                   Почти не касаясь кистью или губкой поверхности бумаги, наносим на подсыхающую краску водяные пятна (м.б. крупные капли) в соответствии с заранее задуманной формой и композицией.

7.                   Снова подсушиваем феном фоновую подложку, одновременно добавляя воду во влажные места, если хотим, чтобы они после проведения приёма, были светлее фона. Можно усилить эффект высветления и придать изображению фигуративность, если насыщенной водой кистью вытирать нижний слой краски во влажных местах.

8.                   Избегая произвольных потеков, перенести пластмассовый лист с акварельной работой в плоскую ванну (без воды). Поддерживая его под небольшим углом, слить лист обильным потоком холодной воды по всей ширине снизу – вверх. Смывку провести одним приемом.

9.                   После стекания воды, перекладываем акварельный лист на картон или фанеру и оставляем его сушиться под небольшим углом наклона (5 – 10 град.).

10.                Анализируем полученный результат и принимаем решение по дальнейшей доработке композиции с использованием других приёмов. Для этого нам нужно уточнить концептуальный замысел и, возможно, создать композиционную схему будущего произведения. 

 

Использование акварельного приёма "РАСТЕКАНИЕ"

Арт-студия «АКВАВИР»

Проект «ЗИМНИЕ КРУЖЕВА»

Тема. «ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ «РАСТЕКАНИЕ».

Цель: Создание эскиза акварельной картины абстрактно-эмоционального типа образности.

Задача: Овладение конкретным специфическим приёмом «Растекание» для получения оптимальной художественной выразительности выбранного мотива изображения.

Инструменты. Пластмассовый лист (оргстекло), акварельные краски, палитра, губка поролоновая, бумага акварельная – средней плотности (200 г/м2), кисть плоская – упругий ворс (колонок, искусственный ворс) № 28, кисти круглая №9, фен бытовой.

Ход работы.

Знакомимся с готовыми произведениями художника, в которых использован технический приём «Растекание».

Создание концепции (идейно-образного замысла) будущего произведения. Мы должны в общих чертах представить себе конечный результат работы. Для этого анализируем заранее собранный подготовительный материал: этюды, зарисовки, фотографии. Выбираем наиболее подходящий мотив.

Создаём тональную композиционную схему будущего произведения. Размер листа ¬ А-6, карандаш – В-9.

Размачиваем бумагу (формат А-3 и более) с обоих сторон. Кладем на пластмассовый лист лицевой стороной вверх. Губкой легко расправляем складки, убирая из –под него пузырьки воздуха.

Пишем широко, большими тональными отношениями (без деталей) в соответствии с подготовленной тональной схемой.

Слегка подсушиваем слабым теплым потоком воздуха при помощи фена до состояния «матовой» влажности.

При небольшом наклоне картинной плоскости при помощи губки создаем потёки чистой воды сверху листа.

Регулируем растекание воды по прозрачному красочному слою при помощи слабого теплого потока воздуха, используя фен.

Наблюдаем за появлением эффекта

Дорабатываем детали в горизонтальном положении.

Высыхать лист кладем на поверхности, впитывающую воду (картон, фанеру) под небольшим углом к горизонтальной плоскости (5 – 10 град.).

 

Анализируем работу. Возможно планирование ее дальнейшей доработки с использованием других приёмов.